Русская версияEnglish version
Удостоверение адвоката № 7444,
регистрационный № 77/ 7447 в реестре адвокатов г. Москвы
Главная / Об адвокате / Публикации / Легализация иностранных граждан

Вопросы к адвокату по легализации иностранных граждан

- Я гражданин Армении, единственный источник средств  существования для нашей семьи -  моя работа на рынке. Разъясните, как оформляется разрешение на работу? Какая квота установлена на 2009 год?

- Я являюсь гражданином Украины, собираюсь переехать на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и приобрести гражданство. Разъясните, пожалуйста, какую процедуру регистрирования после въезда в Россию я должен пройти. Расскажите, какие документы мне необходимо будет предоставить для получения разрешения на временное проживание.

- В октябре 2004 года сдала документы для получения разрешения на временное проживание на территории РФ. Справку о том, что у меня приняли документы мне не выдали, ответа до сих пор нет, говорят что документы на рассмотрении. Что мне делать? Можно ли сразу после получения разрешения на временное проживание подавать документы на гражданство, если муж гражданин России и 5-ти летний ребенок тоже гражданин РФ, а замужем я только 2 года?

- В чем состоит отличие таких понятий как депортация и выдворение?

- Я являюсь гражданином Узбекистана. Приехал в Россию, снявшись с регистрационного учета и продав жилье в Узбекистане. Длительное время пытаюсь собрать все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание. Срок действия регистрации по месту пребывания закончился, в продлении отказали. За пребывание на территории РФ без регистрации был привлечен к административной ответственности, оштрафован. Какие могут быть негативные последствия данного нарушения?

- Какой категории иностранных граждан может быть выдано разрешение на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ для каждого региона.

- Мои родственники проживают за пределами Российской Федерации. Слышала, что сейчас действует новый закон, и они, как иностранцы, должны пройти определенную процедуру регистрирования после въезда в Россию. Расскажите об этой процедуре подробнее.

- Иностранный гражданин, въехавший в РФ по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, работает на территории субъекта РФ. Вправе ли он  выехать в выходные или праздничные дни по туристической путёвке в иной субъект РФ? Будет ли он привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ?

- Имеют ли право иностранные граждане на оказание бесплатной медицинской помощи в РФ в рамках медицинского страхования?

- Каков порядок получения проездного билета беженца и в какие государства можно выехать на основании данного документа?

- Мы иностранные граждане, у нас родился ребенок на территории РФ. Мы имеем разрешение на временное проживание на территории РФ. Может ли ребенок получить гражданство РФ, и что для этого необходимо?

- Обязаны ли граждане РФ возвращать отрывную часть уведомления о пребывании иностранного гражданина, лица без гражданства в ФМС, если да, то в какой срок после отъезда? Как поступить принимающей стороне, если иностранный гражданин не вернул отрывную часть (корешок) уведомления?

- Спустя год после получения разрешения на временное проживание подал в миграционную службу заявление о выдаче вида на жительство, но получил отказ, как пояснили, в связи с непредоставлением свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такого основания отказа в выдаче вида на жительство законом не предусмотрено. Как быть?

- Я имею на территории РФ статус беженца. Имею ли я право определить своего ребенка в первый класс российской школы?

- Куда необходимо обращаться с заявление о признании беженцем?


ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Вопрос: Я гражданин Армении, единственный источник средств  существования для нашей семьи -  моя работа на рынке. Разъясните, как оформляется разрешение на работу? Какая квота установлена на 2009 год?

Ответ: Трудовая деятельность иностранных граждан на территории РФ регулируется  Федеральным Законом  № 115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Согласно ст.13.1. разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.
Одновременно с заявлением, иностранным гражданином представляются:
1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган направляют информацию о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Отказ в приеме от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления данным иностранным гражданином документов, указанных выше.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот на выдачу таких разрешений, если данные квоты установлены Правительством Российской Федерации.
На 2009 год   Постановлением Правительства РФ от 07.11.2008 N 835 «Об утверждении на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу», была   утверждена квота на выдачу 3976747 разрешений на работу иностранным гражданам.
Вместе с тем, Постановлением N 1099 запрещено иностранным гражданам осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво и фармацевтические товары. Запрещена розничная торговля на территории РФ в палатках, на рынках и вне магазинов,  деятельность в области спорта не должна превышать более 25% иностранных граждан.   



 ПОЛУЧЕНИЕ РАЗРЕШЕНИЯ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ

Вопрос: Я являюсь гражданином Украины, собираюсь переехать на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и приобрести гражданство. Разъясните, пожалуйста, какую процедуру регистрирования после въезда в Россию я должен пройти. Расскажите, какие документы мне необходимо будет предоставить для получения разрешения на временное проживание.

Ответ: Пребывание, проживание, трудовые отношения граждан Украины на территории РФ регламентируются федеральным законом N 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Соглашением между Правительством РФ и Правительством Украины от 16.01.1997 г. «О безвизовых поездках граждан РФ и Украины».
В соответствии с указанным Соглашением граждане Украины освобождены от регистрации в органах внутренних дел по месту пребывания на территории Российской Федерации, если срок их пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию РФ. Для пребывания на территории РФ не более 90 дней достаточно миграционной карты с отметкой таможенных органов, проставленной при въезде на территорию Российской Федерации.
Далее Вам необходимо получить разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается сроком на три года. Для этого следует обратиться в паспортно-визовое отделение по месту пребывания с письменным заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в РФ и сдать все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание в течение трех месяцев, предоставленных для законного пребывания без регистрации на территории РФ. Советую не медлить с данным обращением, так как сбор всех необходимых документов и справок для получения разрешения на временное проживание занимает много времени, и трех месяцев регистрации может не хватить.
Одновременно с подачей заявления, необходимо представить следующие документы:
1. Документы, удостоверяющие личность и гражданство (паспорт иностранного гражданина либо иной документ, признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина);
2. Документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
3. Свидетельство о браке;
4. Свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста;
5. Согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в РФ для проживания. Подпись ребенка на документе должна быть заверена нотариусом;
6. Сертификат об отсутствии у заявителя (членов его семьи) ВИЧ-инфекции;
7. Документ, выданный полномочным органом иностранного государства или полномочным учреждением здравоохранения РФ, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не болен наркоманией и не страдает ни одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
Иностранный гражданин, имеющий право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, по основаниям предусмотренным п. 3 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», одновременно с перечисленными документами представляет - родившийся на территории РСФСР или Российской Федерации - свидетельство о рождении, выданное на территории РСФСР или РФ, либо паспорт гражданина СССР образца 1974 года, в который внесены соответствующие записи; документ, подтверждающий наличие у него жилого помещения по предполагаемому месту жительства или согласие граждан РФ и зарегистрированных по месту жительства на территории РФ, предоставить ему для временного проживания жилое помещение.
При принятии заявления Вам должна быть выдана справка установленной формы, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание составляет шесть месяцев.
По результатам рассмотрения заявления принимается решение о выдаче разрешения на временное проживание в РФ либо об отказе в его выдаче. О результатах рассмотрения паспортно-визовое управление в месячный срок направляет иностранному гражданину уведомление с указанием номера и даты принятия решения, а в случае принятия отрицательного решения - оснований отказа.
После получения разрешения на временное проживание в РФ Вы можете обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 14 закона РФ «О гражданстве РФ».
В соответствии с указанной статьей иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о сроке проживания на территории РФ, предоставления наличия законного источника средств к существованию и доказательства владения русским языком, если они до 1 января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.


Газета «Вечерняя Москва» №66 (24357) от 17 апреля 2006 года http://www.vmdaily.ru



РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

Вопрос: В октябре 2004 года сдала документы для получения разрешения на временное проживание на территории РФ. Справку о том, что у меня приняли документы мне не выдали, ответа до сих пор нет, говорят что документы на рассмотрении. Что мне делать? Можно ли сразу после получения разрешения на временное проживание подавать документы на гражданство, если муж гражданин России и 5-ти летний ребенок тоже гражданин РФ, а замужем я только 2 года?

Ответ: Порядок приема заявлений и выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание, перечень документов, необходимых при подаче заявления о предоставлении разрешения на временное проживание регулируются законом РФ № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Положением «О выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789.
В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами при подаче заявления о предоставлении разрешения на временное проживание в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ, принятое заявление должно быть зарегистрировано с проставлением на нем регистрационного номера. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению.
Орган внутренних дел рассматривает заявление и проводит необходимую проверку на предмет наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 6 месяцев со дня его подачи со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.
По результатам проверки орган внутренних дел принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче разрешения на временное проживание. В месячный срок со дня принятия решения орган внутренних дел обязан направить заявителю уведомление с указанием номера и даты его принятия, а в случае отказа и оснований отказа.
Из вышеизложенного следует, что справку о приеме документов Вам обязаны были выдать. Кроме того ответа на Ваше заявление о выдаче разрешения на временное проживание нет более 6 месяцев. В данной ситуации Вам необходимо обратиться в вышестоящую инстанцию с письменным заявлением, в котором указать все обстоятельства дела и просьбой разобраться в сложившейся ситуации и дать Вам письменный ответ.
Ваше заявление должно быть рассмотрено в месячный срок со дня его подачи. В случае отказа в удовлетворении заявления либо не предоставления ответа в течение этого срока, Вы вправе обратиться с заявлением в суд в течение месяца со дня письменного уведомления об отказе, а если Вам не ответили, то в течение месяца со дня истечения месячного срока после подачи заявления.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждый может обжаловать в суде любые действия (или бездействие), нарушающие его права и свободы.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Законом РФ №62 от 31.05.2002 г. «О гражданстве РФ» предусмотрена возможность приема в гражданство РФ в упрощенном порядке без получения вида на жительство, лишь при наличии разрешения на временное проживание. В соответствии с п. 4 ст. 14 ФЗ №62 в упрощенном порядке без получения вида на жительство принимаются в гражданство РФ иностранные граждане и лица без гражданства имевшие гражданство СССР, прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в РФ. В вопросе к сожалению не указано гражданином какого государства Вы являетесь. Данное правило распространяется на лиц, обратившихся с заявлением о приеме в гражданство РФ до 1 января 2008 года.
В Вашем случае порядок приобретения гражданства регулируется пп. «б» п. 2 ст. 14 ФЗ №62, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ без соблюдения условия о сроке проживания после получения вида на жительство, если указанные лица состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет.
Таким образом после получения разрешения на временное проживание Вам необходимо обращаться с заявлением о получении вида на жительство и только после получения вида на жительство Вы можете обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ, при условии что Вы состоите в браке с гражданином РФ не менее трех лет.


Газета «Вечерняя Москва» №30 (24321) от 20 февраля 2006 года http://www.vmdaily.ru



ДЕПОРТАЦИЯ

Вопрос: В чем состоит отличие таких понятий как депортация и выдворение?

Ответ: Законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации. Решение о депортации иностранного гражданина принимается Федеральной миграционной службой России по мотивированному представлению начальника подразделения паспортно-визовой службы органа внутренних дел, либо руководителя подразделения по делам миграции органа внутренних дел. Иностранному гражданину сообщается об этом решении на личном приеме под роспись, с одновременным вручением ему копии заключения о депортации.
Законодательством РФ предусмотрены следующие основания для депортации:
- ст. 25.10. закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что в случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства незаконно находится на территории РФ, в отношении него может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в РФ. В случае принятия такого решения иностранный гражданин или лицо без гражданства обязаны выехать из РФ. Лица, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации.
- ст. 31 закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что в случае, сокращения срока проживания или временного пребывания иностранного гражданина в РФ, гражданин обязан выехать из РФ в течение трех дней. В случае если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. В том случае если иностранный гражданин, не выехал из РФ в установленные сроки, он подлежит депортации.
- ст. 13 Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 «О беженцах» устанавливает, что лица, которые получили уведомление об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем, либо уведомление об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца и которые отказываются от добровольного выезда из РФ, подлежат депортации совместно с членами семьи за пределы территории РФ.
Согласно ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации. Решение об административном выдворении выносится судом, при участии в производстве по делу органов внутренних дел. Если основания, препятствующие выезду иностранного гражданина из РФ отсутствуют, орган внутренних дел направляет необходимые документы в суд и доставляет иностранного гражданина в суд с целью рассмотрения вопроса об административном выдворении. Если иностранным гражданином или лицом без гражданства был нарушен порядок въезда в Российскую Федерацию, то решение об административном выдворении принимается Федеральной миграционной службой.
В соответствии со ст.ст. 31, 34 закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», депортация и административное выдворение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств депортируемого либо выдворяемого иностранного гражданина. При отсутствии у гражданина средств, на осуществление депортации или административного выдворения, депортация либо административное выдворение осуществляется за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый либо выдворяемый иностранный гражданин.
В случае если установление приглашающей стороны невозможно, расходы на депортацию либо административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета.


Газета «Вечерняя Москва» №38 (24329) от 6 марта 2006 года http://www.vmdaily.ru



АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Вопрос: Я являюсь гражданином Узбекистана. Приехал в Россию, снявшись с регистрационного учета и продав жилье в Узбекистане. Длительное время пытаюсь собрать все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание. Срок действия регистрации по месту пребывания закончился, в продлении отказали. За пребывание на территории РФ без регистрации был привлечен к административной ответственности, оштрафован. Какие могут быть негативные последствия данного нарушения? 

Ответ: Статьей 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что в случае неоднократного нарушения режима пребывания в РФ, иностранный гражданин может быть привлечен к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы РФ. 

Административное выдворение - это принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу за пределы РФ.
Таким образом в случае неоднократного нарушения режима пребывания в РФ, Вы можете быть подвергнуты административному выдворению за пределы РФ.
В случае вынесения постановления об административном выдворении на основании п. 2 ст. 27 закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд на территорию РФ будет для Вас закрыт в течение пяти лет.
В соответствии со ст. 5 закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ, срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток. После истечения указанного срока временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ, если на тот момент им не получено разрешение на временное проживание.
В соответствии с письмом Федеральной Миграционной службы от 21.01.2005 г. № МС-2/559 «О направлении информации», прием документов на оформление разрешения на временное проживание, может служить основанием для продления срока пребывания на территории РФ.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Инструкцией «Об организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» утвержденной Приказом МВД России от 14.04.2003 г. № 250, днем приема заявления будет считаться день, когда Вы предоставите в ПВУ заявление со всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами.
Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на временное проживание содержится в Инструкции «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание» утвержденной Приказом МВД от 14.04.2003 г. № 250. Кроме того, список необходимых документов Вы можете получить в Паспортно-визовом управлении по месту жительства.


Газета «Вечерняя Москва» №115 (24406) от 3 июля 2006 года http://www.vmdaily.ru



РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ БЕЗ УЧЕТА КВОТЫ

Вопрос: Какой категории иностранных граждан может быть выдано разрешение на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ для каждого региона.

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 6 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ", без учета квоты утвержденной Правительством РФ, разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину: 

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории РФ;
2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;
3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;
4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ;
5) осуществившему инвестиции в РФ в размере, установленном Правительством РФ;
6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы.

Газета "Вечерняя Москва" №198 (24243) от 24 октября 2005 года http://www.vmdaily.ru




ОФОРМЛЕНИЕ ВЪЕЗДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Вопрос: Мои родственники проживают за пределами Российской Федерации. Слышала, что сейчас действует новый закон, и они, как иностранцы, должны пройти определенную процедуру регистрирования после въезда в Россию. Расскажите об этой процедуре подробнее.

Ответ: Действительно, с 2002 года в Российской Федерации действует новый закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Пребывание, проживание, трудовые отношения иностранных граждан регламентируются данным законом. 

При въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином заполняется миграционная карта. Талон «В» миграционной карты выдается ему с отметкой поста миграционного контроля. В течение трех рабочих дней со дня прибытия в РФ иностранный гражданин обязан зарегистрироваться. Обращаться по данному вопросу следует в паспортно-визовое отделение по предполагаемому месту пребывания, предъявив документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Если Ваши родственники въедут в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, срок временного пребывания не может превышать девяносто суток.
Далее все будет зависеть от того, какие планы у Ваших родственников. Если иностранный гражданин планирует остаться проживать в России, ему необходимо получить разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается сроком на три года. Для этого следует обратиться в паспортно-визовое отделение и сдать все необходимые документы для получения разрешения на временное проживание в течение срока действия регистрации по месту пребывания. Советуем не медлить с данным обращением, так как сбор всех необходимых документов и справок для получения разрешения на временное проживание занимает много времени, и трех месяцев регистрации может не хватить.
Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на временное проживание составляет шесть месяцев.

Газета "Налоги" №16/423, апрель 2005 год
Журнал "Юридический мир" №9 (105), сентябрь 2005 год
Общественный всероссийский еженедельник «Москвичка», №25 (636) июль 2005 год http://www.moscvichka.ru/
Газета "Вечерняя Москва", №108 (24153) от 20 июня 2005 года http://www.vmdaily.ru/
журнал Адвокат, №2 февраль 2005 год




Вопрос: Иностранный гражданин, въехавший в РФ по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, работает на территории субъекта РФ. Вправе ли он  выехать в выходные или праздничные дни по туристической путёвке в иной субъект РФ? Будет ли он привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ?

Ответ: Статья 11 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" регламентирует право иностранных граждан на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с этим законом. Данная статья предусматривает лишь одно ограничение права иностранных граждан на свободу передвижения, которое выражается в запрете иностранным гражданам посещать территории, организации и объекты, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий, организаций и объектов утверждается Правительством РФ.
Кроме того, Конституцией РФ гарантировано каждому, кто законно находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27). Данные права в силу ст. 55 Конституции могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вместе с тем ФЗ от 18.07.2006г. № 109-ФЗ "О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»   закрепляет обязанность иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ, зарегистрироваться по месту жительства и встать на учёт по месту пребывания, а иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, - встать на учёт по месту пребывания (чч. 2 и 3 ст. 7). Возложение такой обязанности не влечёт за собой ограничение прав лиц, законно находящихся на территории РФ, на свободу передвижения и выбор места пребывания в пределах РФ. При этом согласно пп."а" п.2 ч.2 ст.20 закона временно проживающий или временно пребывающий в РФ иностранный гражданин должен встать на учёт по месту пребывания по истечении трёх рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания. В данном случае обязанность по уведомлению органа миграционного учёта о прибытии иностранного гражданина в место пребывания лежит на принимающей стороне.
Таким образом, иностранный гражданин, въехавший на территорию РФ по визе, выданной для осуществления трудовой деятельности, вправе свободно выезжать в выходные и праздничные дни на отдых за пределы субъекта РФ, в котором он осуществляет трудовую деятельность, с учётом ограничений и обязанностей, установленных федеральными законами. Следовательно, указанные действия иностранного гражданина не образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.18.8 КоАП РФ.





Вопрос: Имеют ли право иностранные граждане на оказание бесплатной медицинской помощи в РФ в рамках медицинского страхования?

Ответ: Согласно статье 8 Закон РФ от 28.06.1991 года № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ, если международными договорами не предусмотрено иное.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, осуществляется в порядке, устанавливаемом «Положением о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 года №  1488.
Положение не распространяется на иностранных граждан:
а) проживающих в РФ в общей сложности более 183 дней в календарном году; б) работающих в РФ по трудовым договорам; в) находящихся в служебных командировках в иностранных дипломатических представительствах, консульских учреждениях, международных организациях, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ; г) пребывающих в РФ с официальным визитом; д) находящихся в РФ по приглашению работников иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений и международных организаций, аккредитованных при Министерстве иностранных дел РФ; е) имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи (включая медико - транспортные услуги) в соответствии с международными договорами РФ.
Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся в РФ, предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико - транспортные услуги, и в том числе экстренную эвакуацию (репатриацию).
Предоставление и финансирование медицинской помощи (включая медико - транспортные услуги) иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, в рамках медицинского страхования осуществляется в соответствии с договором медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг (включая медико - транспортные услуги), оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Минимальный перечень медицинских услуг предусматривает:
- медицинскую помощь, оказываемую станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;
- медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;
- транспортировку медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;
- посмертная репатриацию (транспортировка) останков (Приказ Минздрава РФ от 06.08.1999 года № 315).
Медицинское страхование граждан государств - участников Содружества Независимых Государств, временно находящихся в РФ, производится на основе международных договоров РФ с этими государствами.




Вопрос: Каков порядок получения проездного билета беженца и в какие государства можно выехать на основании данного документа?

Ответ: Статьей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.
Порядок оформления, выдачи и обмена проездного документа беженца утвержден Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1998 г. N 1162 (далее - Порядок). Согласно Порядку проездной документ оформляется и выдается беженцу на территории РФ по его письменному заявлению, поданному лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту его учета.
Наряду с заявлением, которое представляется в 3 экземплярах по форме, установленной Федеральной миграционной службой, для получения проездного документа беженец представляет копию удостоверения беженца, которая приобщается к заявлению, свидетельство о рождении ребенка, документ об опеке (попечительстве) или их заверенные копии, 4 свои фотографические карточки и по 4 фотографические карточки на каждого из выезжающих с ним детей, достигших возраста 6 лет, копии документов с места последней работы (учебы), подтверждающих трудовую деятельность (учебу) в Российской Федерации. Проездной документ выдается сроком не более чем на 2 года, его действие может быть продлено на срок, не превышающий срок признания лица беженцем. В случае выезда беженца в иностранное государство для проживания действие проездного документа устанавливается на срок, не превышающий 3 месяцев со дня выдачи проездного документа.
Данный документ может использоваться вместо национального паспорта как документ, удостоверяющий личность при выезде беженца за пределы Российской Федерации и его возвращении (въезде) на территорию Российской Федерации. При этом выезд беженца, имеющего проездной документ, осуществляется в порядке, установленном для выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации, а въезд в иностранное государство - в порядке, установленном данным государством. При наличии национального паспорта проездной документ недействителен.
Что касается выезда беженца из Российской Федерации, то проездной документ действителен для выезда во все иностранные государства, за исключением государства гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства, из которого он выехал в поисках убежища, а также государств, обстановка в которых является небезопасной для него и членов его семьи. Следует помнить, что проездной документ не обеспечивает беженцу в период его нахождения на территории иностранного государства защиту его интересов дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.





Вопрос: Мы иностранные граждане, у нас родился ребенок на территории РФ. Мы имеем разрешение на временное проживание на территории РФ. Может ли ребенок получить гражданство РФ, и что для этого необходимо?

Ответ: В ст. 7 "Конвенции о правах ребенка" одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 указано, ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу. Государства - участники должны обеспечивать осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.
В соответствии с пп. «г» п.1 ст. 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ в случае если ребенок родился на территории Российской Федерации, а его родители, либо единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, а государство - гражданами которого являются его родители, не предоставляет ребенку свое гражданство – то ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению.
В соответствии Указом Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", для принятия ребенка в гражданство Российской Федерации являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, необходимо подать заявление одному из его родителей, либо единственному родителю, о приеме ребенка в гражданство. Вместе с заявлением родителей, о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются:
- свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт (при его наличии);
- документ, подтверждающий проживание ребенка на территории РФ (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания);
- согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации.
Следует учитывать, что дополнительно необходимо представить документ полномочного органа иностранного государства (полномочных органов иностранных государств), гражданами которого (которых) являются родители или единственный родитель ребенка, подтверждающий отсутствие основания для предоставления ребенку иного гражданства по рождению (для подтверждения обстоятельств, предусмотренных пунктом "г" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" от 31.05.2002 N 62-ФЗ.





Вопрос: Обязаны ли граждане РФ возвращать отрывную часть уведомления о пребывании иностранного гражданина, лица без гражданства в ФМС, если да, то в какой срок после отъезда? Как поступить принимающей стороне, если иностранный гражданин не вернул отрывную часть (корешок) уведомления?

Ответ: В соответствии с пунктом 39 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 9 при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
Согласно п. 63.1. Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 06.06.2009 г. № 159 в случае если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, принимающей стороне не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России с мотивированным заявлением произвольной формы о снятии иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
Таким образом, если иностранный гость выехал с корешком уведомления, принимающему нужно в те же два дня после этого написать в ФМС заявление.
С июля 2010 года появились новые положения в статье 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации": пункт 1.1 части первой и часть 2.1. Согласно им, в случае смены иностранным гражданином места пребывания в Российской Федерации, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания, осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления о постановке иностранца на учет по новому месту пребывания. То есть стать на учёт по новому месту – значит, быть снятым с миграционного учёта по старому.
В то же время, обязанность принимающей стороны вернуть отрывную часть в ФМС (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации") не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания остаётся в силе.
Согласно ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.




Вопрос: Спустя год после получения разрешения на временное проживание подал в миграционную службу заявление о выдаче вида на жительство, но получил отказ, как пояснили, в связи с непредоставлением свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако такого основания отказа в выдаче вида на жительство законом не предусмотрено. Как быть?

Ответ: Основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство предусмотрены статьей 9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (далее - Закон). Данная статья действительно не содержит такого основания отказа, как непредоставление сведений о постановке на учет в налоговом органе. Однако это основание может стать причиной отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона.
В свою очередь подпункт 2 пункта 5 статьи 6.1 Закона обязывает иностранного гражданина представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче  разрешения на временное проживание, свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе – в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.   
Если иностранный гражданин данное требование законодательства проигнорировал, то он лишиться выданного ему разрешения на временное проживание.
В вашем случае, возможно, время подачи заявления о выдаче вида на жительство совпало с моментом принятия решения об аннулировании ранее выданного Вам разрешения на временное проживание. Можно предположить, что Ваше заявление о выдаче вида на жительство не рассмотрено по существу, так как в связи с аннулированием разрешения на временное проживание отсутствовали основания для приема данного заявления к рассмотрению.
Остается добавить, что в данном случае придется заново обращаться в миграционный орган с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание. Однако следует помнить, что повторное обращение с заявлением возможно лишь по истечении года с момента принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание.  





Вопрос: Я имею на территории РФ статус беженца. Имею ли я право определить своего ребенка в первый класс российской школы?

Ответ: В соответствии с п. 12  ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Согласно письму Министерства образования РФ  от 21 марта 2003 г. N 03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс», лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях. Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов. Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс. Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справку о месте проживания ребенка.
Одной из гарантий семьям беженцев, предусмотренной законодательством  РФ, является содействие в устройстве детей  в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Поэтому Вы вправе подать заявление в администрацию школы о приеме ребенка в первый класс российской школы, а администрация школы не вправе отказать Вам в этом.


Вопрос: Куда необходимо обращаться с заявление о признании беженцем?

Ответ: Статьей 4 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 № 4528-1 предусмотрены 4 варианта возможного обращения с ходатайством о признании беженцем.
Так, лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
1. В дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации;
2.  В орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Такое ходатайство передается данным органом в установленном порядке в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня поступления ходатайства.
Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;
3. В орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по внутренним делам, или в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при вынужденном незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации в пункте пропуска либо вне пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение суток со дня пересечения данным лицом Государственной границы Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств;
4. В территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.




У Вас похожая проблема?

Позвоните для персональной юридической консультации по телефонам:

(495) 346-18-00, 346-18-01, 632-02-42

 


news27-06-12-thumb