Русская версияEnglish version
Удостоверение адвоката № 7444,
регистрационный № 77/ 7447 в реестре адвокатов г. Москвы
Главная / Об адвокате / Публикации / Налоги (продолжение)

Вопросы к адвокату по налогам (продолжение)

 - Возврат долгов

 - Кассовая дисциплина ИП

 - НДФЛ обособленные подразделения

 - Порядок получения ИНН с иностранных граждан с 2011 года

 - Электронная подпись

 - Выплата зарплаты с заблокированного счета

 - Выездные проверки ПФ РФ

 - Порядок оплаты авансовых налоговых уведомлений

 - Передача дел главного бухгалтера

 - Безнадежные долги судебная практика и разъяснения ФНС

 - Общие положения об НДС

 - Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

 - Камеральная проверка

 - Обеспечительные меры в ходе рассмотрения налоговых споров в судебном порядке

 - Ошибки при подаче декларации по НДС

 - Расходы связанные с командировкой

 - Получение информации из Инспекции

Возврат долгов

В соответствии с абз.1 п.1 и п.14 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика (налогового агента) по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (налоговому агенту) в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Согласно п. 5 и 14 ст. 78  НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Положение, предусмотренное данным пунктом, не препятствует налогоплательщику (налоговому агенту) представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Кодексом (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что норма ст. 78 НК РФ о сроке подачи налогоплательщиком заявления в налоговый орган не препятствует в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
При обнаружении налогоплательщиком (налоговым агентом) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик (налоговый агент) вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика (налогового агента) может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком (налоговым агентом) налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком (налоговым агентом) и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
На основании заявления налогоплательщика (налогового агента) и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
На основании п.п. 1 п. 3 и п. 8 ст 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (налоговым агентом) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (налогового агента) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.





Кассовая дисциплина ИП

Минфин России в письме от 02.03.2011 года № 03-01-10/1-15 дал очередные разъяснения по вопросу соблюдения индивидуальными предпринимателями кассовой дисциплины.
В соответствии со статьей Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функция определения порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации возложена на Банк России.
Согласно пункта 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Также установлена обязанность хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
К первичной документации по учету кассовых операций относятся приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Указанную документацию обязаны вести все юрлица, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Банки не реже 1 раза в 2 года проверяют соблюдение установленного порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
В тоже время, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В силу Закона о бухучете граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юрлица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством. Вместе с тем оно определяет такой порядок для целей налогообложения. Таким образом, законодательством не предусмотрена обязанность предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Следовательно, отсутствуют правовые основания привлекать индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций.
Содержащееся в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Невыполнение должностным лицом банка обязанностей по контролю за выполнением организациями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа.
Законодательно не предусмотрено аналогичной обязанности банков в отношении индивидуальных предпринимателей. В связи с этим налоговые органы не проводят контрольные мероприятия за соблюдением должностными лицами банка обязанностей по контролю за выполнением ИП правил ведения кассовых операций.





НДФЛ обособленные подразделения

Обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца ( п. 2 ст. 11 НК РФ).
Главой 23 НК РФ установлен особый порядок, касающийся перечисления НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов физических лиц - работников обособленных подразделений организаций. В п. 7 ст. 226 НК РФ определено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Таким образом, сумма НДФЛ, исчисленная с доходов работников, выплачиваемых им за работу в обособленном подразделении, подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Перечисление НДФЛ с доходов работников обособленных подразделений по месту учета головной организации ведет к задолженности по уплате НДФЛ по месту учета обособленного подразделения. В связи с чем организации будут правомерно начислены пени на сумму неуплаченного налога по месту учета обособленного подразделения.
Нередко обособленное подразделение самостоятельно производит выплату дохода своим работникам. Такое подразделение вправе выполнять функции налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых им физическим лицам, в частности, по исчислению, удержанию и перечислению сумм НДФЛ, если головная организация делегировала ему такие полномочия.
В письме Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53 сделаны выводы, что данный порядок применим как к доходам физических лиц, работающих в обособленном подразделении по трудовым договорам, так и выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам.
Если организация, имеющая несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, определенного организацией, то налог на доходы физических лиц, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании либо в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. Такие разъяснения даны в Письме Минфина РФ от 21.02.2011 N 03-04-06/3-37.
Согласно измененному п. 1 ст. 230 НК РФ, налоговые агенты в целях исчисления и уплаты НДФЛ обязаны вести регистры налогового учета. Они вводятся вместо налоговых карточек по учету доходов и налогу на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ), которые организации в настоящее время заполняют по каждому налогоплательщику.
В регистрах учета по НДФЛ, вводимых с 1 января 2011 г., налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения на территории РФ, должны указывать реквизиты обособленного подразделения, в котором выполняет трудовые обязанности их работник, а также место нахождения этого подразделения.
В тех случаях, когда физическому лицу выплачиваются доходы одновременно в головной организации и в ее обособленном подразделении, на данного налогоплательщика целесообразно вести разные регистры налогового учета: один - в отношении доходов, полученных от головной организации, другой - в отношении доходов, полученных в обособленном подразделении.




Порядок получения ИНН иностранными гражданами с 2011 года

Постановка на учет в налоговых органах иностранных граждан  регулируется ст.ст. 83-85 НК РФ. Согласно п. п. 7 и 7.1 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в п. п. 1 - 6 и 8 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах (Письмо Минфина России по вопросу постановки на учет в налоговых органах иностранных граждан N 03-02-07/1-509 от 08.11.2010 г.).
В соответствии с п. 3 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц.
Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах на основании п. 2 ст. 11 НК РФ местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если физическое лицо подает заявление о постановке на учет в налоговых органах иностранных граждан по месту пребывания, налоговый орган обязан осуществить постановку на учет этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Минфином России в пределах компетенции, определенной п. 1 ст. 83 НК РФ, утвержден Приказ от 21.10.2010 N 129н "Особенности учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями". Даным приказом установлено, что документы, необходимые для постановки на учет иностранных граждан, предусмотренные настоящими Особенностями, представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе. Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, представляет следующие документы: заявление о постановке на учет; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации; вид на жительство иностранного гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Для постановки на учет в налоговом органе по месту жительства иностранный гражданин, имеющий разрешение на временное проживание в Российской Федерации, представляет следующие документы: заявление о постановке на учет; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации, с отметкой о разрешении на временное проживание в Российской Федерации и отметкой о регистрации по месту проживания в Российской Федерации.
Для постановки на учет в налоговом органе по месту пребывания иностранный гражданин, состоящий на учете по месту пребывания, представляет следующие документы:  заявление о постановке на учет; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина в Российской Федерации; отрывную часть бланка Уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета.
Заявление о постановке на учет и копии документов, заверенных в установленном порядке, могут быть направлены иностранным гражданином в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) по почте заказным письмом или быть передано в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и заверено электронной цифровой подписью лица, представляющего это заявление или его представителя.




Электронная подпись

8 апреля в России вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 г. №  63-ФЗ « Об электронной подписи» (далее закон № 63-ФЗ), пришедший на смену Федеральному закону от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Стоит отметить, что несмотря на то что старый закон требовал доработок и как показала практика, не привел к массовому использованию электронной подписи, но одно неоспоримое достоинство все имело место быть: благодаря ему электронная цифровая подпись уже восемь лет как законодательно приравнена к собственноручной (ст. 4 Закона № 1-ФЗ, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», далее — Закон № 149-ФЗ).
Закон № 63-ФЗ конкретизирует сферу применения электронной подписи по сравнению с ранее действовавшим законом. Закон № 1-ФЗ помимо установления определенной области применения ЭЦП дает отсылку к «другим предусмотренным законодательством РФ случаям». Собственно, благодаря этой отсылке можно было подписывать налоговую декларацию ЭЦП, поскольку соответствующие изменения были внесены в Налоговый кодекс. Законом  № 63-ФЗ установлено, что он регулирует отношения по использованию электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий. С принятием нового закона старые ЭЦП не утратят силу. Электронный документ, подписанный ЭЦП до даты признания утратившим силу Закона № 1-ФЗ (до 1 июля 2012 г.), признается электронным документом, подписанным квалифицированной подписью в соответствии с новым законом.
Ключевое отличие нового закона от ранее действовавшего — расширение количества и видов электронных подписей и области их применения. Согласно закона № 63-ФЗ электронная подпись — это информация в электронной форме, которая присоединена или иным образом связана с другой информацией в электронной форме (подписываемой информацией) и которая используется для определения лица, подписывающего информаци. Выделяются два вида электронной подписи в зависимости от установленных Законом критериев: простая и усиленная электронная подпись. Последняя, в свою очередь, может быть квалифицированной или неквалифицированной.
Участники электронного взаимодействия вправе по своему усмотрению использовать любой вид электронной подписи, если требование об использовании конкретного вида подписи не установлено законодательством либо их соглашением.
Простая электронная подпись посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт ее формирования определенным лицом. Ее нельзя использовать для подписания электронных документов, содержащих сведения, составляющие гостайну. При использовании такой подписи сертификат ключа ее проверки может не создаваться, если соответствие подписи признакам неквалифицированной может быть обеспечено без сертификата.
Неквалифицированная электронная подпись — это та, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи (уникальная последовательность символов, предназначенная для ее создания). Она позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, и обнаружить факт внесения в него изменений после его подписания. Создается она с использованием средств электронной подписи. Это шифровальные (криптографические) средства, применяемые для реализации хотя бы одной из следующих функций: создание электронной подписи, ее проверка, создание ключей подписи и ключей ее проверки.
Квалифицированная электронная подпись должна отвечать, помимо всех признаков неквалифицированной, дополнительным условиям. А именно: для ее создания и проверки используются средства электронной подписи в соответствии с законом о ней, а ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате.
Нововведением закона является то, что владельцем электронной подписи (сертификата ключа проверки подписи) может быть юридическое лицо. При этом организация должна определить, на каком основании (учредительных документов или доверенности) от его имени действует физическое лицо, подписывающее документ.



Выплата зарплаты с заблокированного счета

Приостановление операций по счету, пожалуй, является самым действенным способом воздействия на налогоплательщиков. Ведь подобная мера может полностью остановить деятельность организации. Многие организации часто задаются вопросом, можно ли в случае приостановления налоговиками операций по счетам,  перечислить деньги с заблокированного счета на зарплату сотрудников.
Минфин считает, что  в случае приостановления операций по счету налогоплательщика банк не вправе осуществлять расходные операции по данному счету, в том числе перечисление денежных средств на выплату заработной платы, за исключением платежей, на которые в силу п. 1 ст. 76 НК РФ не распространяется приостановление операций по счету налогоплательщика в банке. Такие разъяснения даны в письме от 04.02.2011 г. № 03-02-07/1-38, со следующей мотивацией.
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в соответствии с п.п. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком ( п. 6 ст. 76 НК РФ).
Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.
Очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований установлена ст. 855 ГК РФ. Речь идет о перечислении средств по исполнительным документам на оплату алиментов и на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, а также по исполнительным документам на взыскание зарплаты (платежи первой и второй очередей).
В приведенном письме  цитируется положение пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 13.12.10 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В нем сказано, что впредь до внесения изменений в статью 855 ГК РФ при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджетную систему Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производится в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и вторую очередь. По мнению Минфина, это означает, что в случае приостановления операций по счету налогоплательщика, банк не вправе перечислять с этого счета средства на выплату заработной платы.
Обращаем внимание, блокировка не распространяется на списание средств по исполнительным документам на взыскание зарплаты (ст. 76 НК РФ, ст. 855 ГК РФ). А одним из таких исполнительных документов является удостоверение комиссии по трудовым спорам – ст. 389 ТК РФ. Процедура создания такой комиссии, описанная в статье 384 ТК РФ. Таким образом, при наличии удостоверения комиссии по трудовым спорам с предписанием выплатить заработную плату работнику, имеются все основания для выплаты заработной платы с заблокированного счета.




Выездные проверки ПФ РФ

Пенсионный фонд разработал новые методические рекомендации по организации выездных проверок плательщиков страховых взносов (утверждены распоряжением правления ПФР от 03.02.11 № 34р). Основные новшества – это критерии, по которым ревизоры будут отбирать предприятия на проверку, и также характеристика бухгалтерских операций, где могут скрываться неучтенные выплаты.
Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках. Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций). Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям:
1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала.
2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.
3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.
4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.
5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».
6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.
7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.
8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.
9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад.
10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.
Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год.
Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также будет изучен аналитические данные по кредиту счетов «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную.
Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке: учредительные документы (устав, учредительный договор, положение); приказы об учетной политике; лицензии; расчет по форме РСВ-1 ПФР; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов; информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации; списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг; договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных; регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно - сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.; первичные документы по учету кадров; кассовая документация; банковские документы; расчетные документы (счета и пр.); трудовые договоры; трудовые книжки работников; договоры гражданско-правового характера; документы по подотчетным суммам; документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда; налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ).




Порядок оплаты финансовых налоговых уведомлений

В соответствии с п. 9 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, уплачивают авансовые платежи на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
При этом согласно п. 8 ст. 227 НК РФ обязанность по исчислению сумм авансовых платежей возложена на налоговые органы. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 ст. 227 НК РФ видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 НК РФ.
Напоминаем, что индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ:
- не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного налогового периода;
- в пятидневный срок со дня прекращения занятия индивидуальной деятельностью (частной практикой) до конца налогового периода. По окончании налогового периода такие налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов от занятия индивидуальной деятельностью (частной практикой) с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде при их получении налогоплательщиками, впервые начавшими получать такие доходы (при этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком);
- не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации (для иностранных физических лиц, прекративших в течение налогового периода занятие соответствующей деятельностью и выезжающих за пределы территории Российской Федерации);
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. При этом Кодексом не установлена очередность использования налоговым органом способов передачи налогового уведомления и требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Кодексом не предусмотрена уплата авансовых платежей индивидуальным предпринимателем в случае, если налоговое уведомление не получено им в установленном порядке. Данная позиция подтверждается и сотрудниками Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в письме от 15 апреля 2011 г. N 03-04-05/3-266.




Передача дел главного бухгалтера

В настоящее время не существует специального правового документа, регламентирующего процедуру передачи дел увольняемого главного бухгалтера. Тем не менее не вызывает сомнения целесообразность оформления приема-передачи дел при уходе главного бухгалтера, особенно на крупных предприятиях или если на главного бухгалтера дополнительно возложены обязанности по ведению кассы, отчетов по складам, производствам.
Прием и передача дел главным бухгалтером производится на основании приказа руководителя организации. В приказе указывается срок передачи дел бухгалтерии (не более 2-х недель). По истечении этого срока все учетные процессы за истекший период завершаются, формируются в дела первичные документы, служащие основанием для каждой выполненной бухгалтерской записи, сверстывается оборотный баланс.
К передаче готовятся также книги и журналы регистрации. Отсутствие документа не спасает от ответственности в дальнейшем. И если выяснится, что некоторые из необходимых журналов (книг) отсутствуют, об этом делается соответствующая запись в акте приема-передачи, а журнал (книга) заводится со дня приемки дел.
Необходимые действия при приеме передаче дел. Проверяется состояние кассы. Проверяется финансовое состояние, постановка учета и отчетности: а) налоговые, бухгалтерские отчеты, а также решения учредителей по этим отчетам; б) выписки по счетам в банке, договоры, акты сверки расчетов и другие документы расчетного характера; в) финансовые планы, сметы, штатные расписания и т.п.; г) регистры бухгалтерского и налогового учета; д) материалы инвентаризаций;е) акты аудиторских, налоговых и иных проверок; ж) материалы о недостачах, растратах и хищениях, переданных и не переданных в органы расследования. Составляется акт приема и передачи  дел. Подписывается принимающим, передающим и представителем учредителей. Составляется в двух экземплярах. Первый остается в организации, второй - у передающего дела.  
Форма и содержание акта. Простейшая форма акта - опись дел, принимаемых главбухом. Рационально указать в нем информацию об остатках по счетам с расшифровкой. Форму акта можно взять за основу любую. Рекомендуемое содержание акта. 1. Общая характеристика бухгалтерского учета и организации работы бухгалтерии. Сведения об организации работы в бухгалтерии. Штат, его укомплектованность, распределение обязанностей между сотрудниками. Применение типовых и унифицированных форм первичной учетной документации по бухгалтерскому учету и отчетности, специализированных форм бланков или разработанных и утвержденных организацией самостоятельно. Общая характеристика бухгалтерского учета. Система и форма (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, компьютерная). Состояние регистров синтетического и аналитического учета, расхождения данных в них. 2. Состояние учета денежных средств. Касса. Наличие кассира и действующего договора на полную материальную ответственность с ним. Условия хранения и учета наличных средств и денежных документов. Состояние записей в кассовой книге, остаток наличных денег и денежных документов в кассе, их соответствие бухгалтерским записям фиксируется отдельным актом ревизии, который прилагается к акту приема-передачи дел. 3. Состояние учета расчетных операций. Наличие выписок из счетов в банке, договоров и других документов расчетного характера. Наличие актов сверки взаимных расчетов с контрагентами, на какую дату урегулированы расхождения. Реальность дебиторской и кредиторской задолженности. 4. Состояние учета амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов). Последняя инвентаризация имущества: ее полнота и качество, отражение в учете, дата. 5. Состояние материального учета. Наличие актов выверки бухгалтерских записей с записями материально ответственных лиц. Дата последней  инвентаризации материальных ценностей, результаты инвентаризации.  Наличие приходных и расходных документов по движению материальных ценностей. 6. Состояние расчетов с работниками. Сведения о штатном расписании, наличии трудовых контрактов. Задолженности по выплате заработной платы. 7. Отчетность.Соблюдение требования составления месячного бухгалтерского баланса, установленных сроков представления бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и отчетов, достоверности этой отчетности. 8. Хранение документов. Обеспеченность надлежащего хранения и учета бланков строгой отчетности и архива бухгалтерских документов. Справка о наличии и сохранности печатей, штампов и тд. 9. Перечень бухгалтерских и первичных документов по описи. 10. Остатки по проверенным счетам.





Безнадежные долги судебная практика и разъяснения ФНС

Налоговый кодекс РФ разрешает организациям относить на расходы долги, перешедшие в разряд безнадежных. К безнадежным относятся долги, по которым истек срок исковой давности.  Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (ст. 200 ГК РФ). Однако необходимо знать, что срок исковой давности может прерываться, если должник совершил действия, свидетельствующие о признании долга. При этом после перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, прошедшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ). Опираясь на судебную практику, к действиям должника говорящим о признании долга относится: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и (или) сумм санкций; частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора -  п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.01 N 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.01 N 18. Акт сверки задолженности, подписанный должником, также может являться действием, направленным на признании долга. Подтверждением данных выводов служит письмо ФНС России от 06.12.10 г. № ШС-37-//16955, постановления ФАС Дальневосточного округа от 09.07.10 № Ф03-4810/2010).
Безнадежными долгами признаются также те долги перед налогоплательщиком, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Поэтому в некоторых случаях организациям-кредиторам вовсе не обязательно дожидаться истечения срока исковой давности, так как они могут списать «дебиторку» раньше. Например, если должник ликвидировался или был признан банкротом. В этих случаях задолженность следует включать в состав расходов только после внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника (письма Минфина России от 17.03.09 № 03-03-06/1/149, от 28.03.08 № 03-03-06/4/18). По мнению налоговиков, компания обязательно должна запросить выписку из ЕГРЮЛ. То есть списать задолженность только на основании информации, размещенной на официальном сайте ФНС России о ликвидации организации-должника, кредитор не может (письмо Минфина России от 15.02.07 № 03-03-06/1/98).
Обращаем внимание, что если проверяющие признают расходы по безнадежному долгу неправомерно списанными на основании, что прежде чем списывать сумму безнадежного долга на расходы, организация должна предпринять действия, направленные на взыскание долга, компании могут оспорить их действия в судебном порядке. Арбитражная практика в таких ситуациях на стороне налогоплательщиков. ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 07.04.10 по делу № А03-5968/2009 отмечает, что законодательство не ставит списание дебиторской задолженности в зависимость от наличия каких-либо действий по взысканию долга со стороны организации-кредитора. Минфин России на вопрос о том, требуется ли для списания долга обязательное проведение мероприятий по взысканию задолженности, отвечает, что для списания долга достаточно факта истечения срока исковой давности (письмо от 21.02.08 № 03-03-06/1/124).
Спорной остается ситуация относительно возможности отнести сумму долга в состав расходов при исчислении налога на прибыль на основании акта об окончании исполнительного производства. Позиция ФНС России изложена в письме от 06.09.10 № ШС-37-3/10674. Доводы налоговиков: наличие акта об окончании исполнительного производства свидетельствует лишь о том, что на определенный момент долг взыскать не удалось, но это обстоятельство не прекращает обязательства должника по возврату денег взыскателю, а значит, долг не может считаться безнадежным. При этом они ссылаются на п. 2 ст. 266 НК РФ, которая предусматривает только две ситуации, при которых долг признается безнадежным: это истечение срока исковой давности и прекращение обязательства по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Минфин России согласился с ФНС России лишь в том, что п. 2 ст. 266 НК РФ требует доработки, так как его положения не предусматривают особого порядка признания безнадежными долгов перед налогоплательщиком, подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу. А до внесения изменений в указанный пункт «финансисты» предложили руководствоваться сложившейся судебной практикой. В письме от 22.10.10 № 03-03-05/230 Минфин России привел позицию Высшего арбитражного суда, который считает правомерным включение суммы долга в состав внереализационных расходов на основании акта об окончании исполнительного производства (определение ВАС РФ от 07.03.08 № 2727/08).





Общие положения об НДС

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: все российские юридические лица; индивидуальные предприниматели; импортеры и экспортеры.
Организация или предприниматель, чья выручка от реализации без учета НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности двух миллионов рублей. Существует ограничение: освобождение нельзя получить в отношении подакцизных товаров и импортных операций.
Освобождение от НДС — это право, а не обязанность. Другими словами, компания или ИП с выручкой, отвечающей названным выше условиям, может продолжать платить налог на добавленную стоимость. Если же налогоплательщик решит воспользоваться освобождением, ему следует подать в свою налоговую инспекцию уведомление по утвержденной форме и ряд документов (выписку из книги продаж, копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур и некоторые другие). Предоставить эти бумаги необходимо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого соблюдаются условия освобождения.
Добровольно отказаться от освобождения нельзя до окончания 12 последовательных календарных месяцев. Затем можно либо получить его заново, либо начать платить НДС. Если же до окончания 12-ти месяцев выручка за три последовательных календарных месяца оказалась выше двух миллионов, либо налогоплательщик продавал подакцизные товары, он лишается права на освобождение. Тогда нужно начать платить НДС за весь месяц, в котором произошло превышение выручки или состоялась продажа подакцизной продукции. В противном случае это сделает инспектор, который насчитает еще штраф и пени.
Обратите внимание: за компаниями и предпринимателями, освобожденными от НДС, сохраняется обязанность выставлять счета-фактуры. Просто в них не нужно выделять налог, вместо этого делать пометку «без налога (НДС)». Такую же пометку необходимо ставить и на накладных. Даже получив освобождение, надо вести книгу покупок и книгу продаж, а также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.
НДС начисляется при операциях, признаваемых объектом налогообложения. К таковым относятся: продажа товаров, работ или услуг; безвозмездная передача права собственности на товары, результаты выполнения работ, оказания услуг; передача на территории России товаров, работ или услуг для собственных нужд, если расходы на них не приняты при исчислении налога на прибыль; строительно-монтажные работы для собственных нужд; импорт товара.
НДС не начисляется при операциях, не признаваемых объектом налогообложения. Это операции, не относящиеся к реализации (передача имущества организации ее правопреемнику, вклады в уставный капитал и пр.), продажа земельных участков и паев в них, и ряд других. Кроме того, в статье 149 НК РФ приведен довольно большой список операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения НДС, но все же не облагаются этим налогом. Подразумевается, что законодатель может со временем исключить данные операции из категории льготных, и тогда они будут подпадать под налогообложение. Наконец, НДС не платится при операциях, которые осуществляются в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД. НДС также не начисляют налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему  (УСН) или на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18 процентов. Для определенных товаров (детских, медицинских, продовольственных, книг и периодических изданий) установлена ставка, равная 10 процентам. Товары, поставляемые на экспорт, а также услуги, связанные с экспортом, облагаются по ставке 0 процентов.
По окончании квартала налогоплательщики представляют в свою налоговую инспекцию декларацию по НДС. Срок предоставления декларации: не позднее 20-го числа, следующего за истекшим кварталом. Обратите внимание: отчитаться по налогу на добавленную стоимость должны все организации и предприниматели, которые являются налогоплательщиками (то есть, в частности, не переведены на упрощенную систему или уплату единого сельхозналога) и не освобождены от уплаты НДС. В случае отсутствия начислений и вычетов следует подать «нулевую» декларацию.




Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Глава 21 НК РФ предусматривает такой институт налогового права, как освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Его суть заключается в том, что налогоплательщикам, как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, при соблюдении определенных условий предоставлена возможность не исчислять и не уплачивать в бюджет НДС. Cтатьей 145 НК РФ установлены два условия, одновременное выполнение которых необходимо для того, чтобы налогоплательщик имел право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС:
1) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика без НДС за три предшествующих последовательных календарных месяца не превышает в совокупности 2 млн руб.;
2) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев  налогоплательщик не осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
Освобождение от уплаты НДС можно получить начиная с 1-го числа любого месяца (совсем не обязательно, чтобы это был первый месяц года или квартала). Чтобы реализовать свое право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, организации (предпринимателю) не нужно получать разрешение налогового органа. Это делается в уведомительном порядке. Налогоплательщик, желающий освободиться от исполнения обязанностей плательщика НДС, должен представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342 "О статье 145 части второй НК РФ". Вместе с уведомлением налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие его право на освобождение от уплаты НДС.
Организации представляют следующий комплект документов (п. 6 ст. 145 НК РФ): выписку из бухгалтерского баланса; выписку из книги продаж; копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Индивидуальные предприниматели представляют те же документы, но только вместо выписки из бухгалтерского баланса ими представляется выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
Освобождение предоставляется на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. До истечения 12 месяцев добровольно отказаться от использования освобождения нельзя (Определение КС РФ от 05.02.2004 N 43-О). Если в течение всего срока использования освобождения (в течение 12 месяцев) налогоплательщик не нарушил условия, необходимые для правомерного использования освобождения, то по истечении 12 месяцев (не позднее 20-го числа следующего месяца) он обязан представить в налоговые органы следующие документы: 1) документы, подтверждающие, что в течение 12 месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. Перечень представляемых документов совпадает с перечнем, установленным для первичного получения освобождения; 2) уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Организация, освобожденная от налога на добавленную стоимость по ст. 145 НК РФ, не выставляющая покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, и не исполняющая обязанности налогового агента по этому налогу, не обязана представлять декларацию по НДС (письмо УФНС России по г. Москве от 17.11.2009 № 16-15/120379). Приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н утверждены форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и Порядок ее заполнения. Так, организации и индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, представляют в налоговый орган по месту своего учета титульный лист и разд. 1 декларации в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС или титульный лист и разд. 2 декларации при исполнении обязанностей налогового агента по НДС в случаях осуществления операций, предусмотренных в ст. 161 НК РФ. Об этом сказано в п. 3 Порядка. Иных случаев представления декларации организациями и индивидуальными предпринимателями, освобожденными в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса РФ от исполнения обязанностей плательщика НДС, налоговым законодательством не установлено. Следовательно, если организация, освобожденная в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей плательщика НДС, не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС, не исполняет обязанности налогового агента по НДС, то она не должна представлять в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по НДС.


Камеральная проверка

Согласно нормам статьи 88 НК РФ, камеральные проверки проводятся на основании налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам в течение трех месяцев со дня представления этих документов. Важный момент: этот трехмесячный срок не продлевается и не приостанавливается. В практике возникает вопрос: является ли срок в три месяца пресекательным и возможно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по итогам камеральной проверки после истечения этого срока плюс десяти дней на составление акта. Согласно информационного письма Высшего арбитражного суда от 17 марта 2003 г. № 71 сам по себе пропуск срока на проведение камеральной проверки не препятствует налоговой инспекции обнаружить нарушения, привлечь к ответственности и принять меры по принудительному взысканию задолженности. Вместе с тем в последнее время начала формироваться судебная и правоприменительная практика, согласно которой все мероприятия налогового контроля в рамках камеральной проверки должны быть проведены в течение трех месяцев. Обратите внимание на постановление Высшего арбитражного суда от 17 ноября 2009 г. № 10349/09, в соответствии с ним было признано недействительным решение налоговой инспекции о привлечении к ответственности за непредставление документов, подтверждающих вычеты по НДС. Их инспекция затребовала за пределами трехмесячного срока. Суд высказался о недопустимости этого. Право инспекции на истребование документов в рамках проверки налоговой декларации или расчетов по авансовым платежам ограничивается трехмесячным сроком.
Инспекция может истребовать документы в рамках камеральной проверки, в следующих случаях: использование налогоплательщиком налоговых льгот;  – уплата налогов, связанных с использованием природных ресурсов: НДПИ, водного, земельного налогов. И самый распространенный случай – применение налогоплательщиком вычетов по НДС при условии, что сумма налога по декларации подлежит возмещению. Если компания использует налоговые вычеты, но сама сумма налога к уплате, инспекция не вправе истребовать документы в рамках такой камеральной проверки (письмо Минфина РФ от 27 декабря 2007 года № 03-02-07/2-209).
Согласно сложившейся арбитражной практике инспекция не может отказать в вычете по НДС даже при наличии сомнений в их правомерности, если не были истребованы документы. То есть в рамках камеральной проверки инспекция либо должна принять решение о возмещении налога, либо, если есть сомнения, истребовать у налогоплательщика подтверждающие документы. Если документы не были истребованы, но принято решение об отказе в возмещении, оно будет признано недействительным в соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 18 декабря 2007 г. № 65.
После того как составлен акт, у компании есть 15 дней для представления возражений и замечаний. Налоговая инспекция не вправе начать рассмотрение материалов проверки до истечения этого срока. И уже после рассмотрения возражений принимается решение по проверке. Срок для принятия решения может быть продлен в случае, если инспекция решит провести дополнительные мероприятия налогового контроля. В рамках таких мероприятий инспекция может истребовать документы, проводить экспертизы, опрашивать свидетелей.
Налоговый кодекс не говорит о том, сколько времени отводится компании для ознакомления с материалами мероприятий дополнительного контроля. Ответ на этот вопрос будет выработан практикой, в любом случае этот срок должен быть разумным: несколько рабочих дней налогоплательщику все-таки должно быть предоставлено.
Решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении десяти дней с момента его вручения налогоплательщику. Этот срок отводится компании для в
озможного обжалования этого решения. Пока решение не вступит в силу, инспекция не принимает меры принудительного взыскания задолженности. В течение этих десяти дней компания может подать апелляционную жалобу. Без этого налогоплательщик не сможет обратиться в арбитражный суд. Надо помнить, что срок на подачу апелляционной жалобы не продлевается вне зависимости от причин, по которой компания не подала апелляционную жалобу. Если срок все же был пропущен, у компании есть один год для подачи апелляционной жалобы. Но само решение по итогам проверки уже вступит в законную силу.
После рассмотрения апелляционной жалобы принимается решение, которое вступает в силу, и начинается этап принудительного взыскания задолженности. Согласно статье 70 НК РФ, инспекция должна направить компании требование по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу. По общему правилу срок для исполнения требования составляет восемь рабочих дней.





Обеспечительные меры в ходе рассмотрения налоговых споров в судебном порядке

 Обеспечительные меры по налоговым спорам являются эффективным инструментом защиты финансовых интересов компаний. Если организация, в отношении которой инициирована процедура принудительного взыскания сумм налогов, пеней и штрафов, желает приостановить ее действие до разрешения материального налогового спора, то необходимо:
1) обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, вынесенного по результатам налоговой проверки;
2) подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта налогового органа. Заявление о принятии обеспечительных мер можно подать как одновременно с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, так и на любой стадии арбитражного процесса.
При подаче заявления об обеспечении иска придется уплатить госпошлину. Поданные документы рассматривается арбитражным судом в срок не позднее одного дня, следующего за днем их поступления в суд без извещения сторон (ст. 92, 93 АПК РФ). По результатам рассмотрения заявления арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска. Оно приводится в исполнение немедленно. На его основании налогоплательщику выдается исполнительный лист. Его налогоплательщик должен направить в инспекцию и в банк. В итоге до вступления в законную силу решения суда по основному заявлению, процедура принудительного взыскания налогов, пеней и штрафов приостанавливается.
Согласно Арбитражному процессуальному кодексу для принятия обеспечительных мер к соответствующему заявлению должны быть приложены документы и сведения, подтверждающие, что: 1) непринятие указанных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного акта (ч. 2 ст. 90 АПК РФ); 2) непринятие обеспечительных мер причинит заявителю значительный ущерб (ч. 2 ст. 90 АПК РФ); 3) принятие этих мер не повлечет за собой невозможность взыскания доначисленных сумм в случае подтверждения правомерности их доначисления судом. Арбитражные суды должны учитывать соблюдение баланса частных и публичных интересов, что подразумевает гарантированную возможность взыскания налоговым органом доначисленных сумм после отмены обеспечения (п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 83, далее – Письмо).
Как правило, заявления об обеспечении иска, по которым принимались положительные решения, содержат детальный анализ финансово-хозяйственного положения налогоплательщика. ВАС РФ рекомендует арбитражным судам не принимать обеспечительных мер, если заявитель не обосновал причины обращения конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость их принятия, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11). Необходимая для представления в суд информация о налогоплательщике в каждом конкретном случае определяется индивидуально. Так, внимание суда можно обратить на тот факт, что сумма доначислений несоизмерима с показателями финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, при незначительном в масштабах госбюджета пополнении казны потери предприятия могут, напротив, стать определяющими его дальнейшую судьбу, обернуться такими последствиями, как невыплата заработной платы сотрудникам, просрочка платежей по кредитным договорам, неисполнение текущих обязательств перед бюджетом, выплат и расходов, заложенных в прогнозный бюджет. Таким образом, взысканные налоги, штрафы и пени станут последним возможным взысканием с компании, которая могла бы исправно работать и уплачивать налоги в бюджет.
Порой налоговые органы пытаются производить бесспорное взыскание оспариваемых в суде сумм, невзирая на наличие действующих обеспечительных мер. В случае неисполнения определения суда об обеспечении иска налогоплательщик может обратиться в арбитражный суд с требованием о наложении на виновное лицо судебного штрафа (ст. 96, 332 АПК РФ, гл. 11 АПК РФ). Судебные штрафы, наложенные арбитражным судом на должностных лиц государственных органов, взыскиваются из их личных средств в доход федерального бюджета.





Ошибки при подаче декларации по НДС

От правильности заполнения деклараций по НДС зависит успешность возврата налога в бюджет компании. Декларацию и документы можно представлять на бумажном носителе или в электронном виде по установленной форме. Сдается документ лично или через представителя. Не забудьте попросить сотрудника налогового органа поставить отметку на копии декларации о принятии и дату ее получения, если документ сдается инспекторам в бумажном варианте. Если же декларация направляется по телекоммуникационным каналам связи, налоговый орган обязан предоставить квитанцию о приеме в электронном виде. Когда декларация направляется по почте, необходимо не забыть составить опись вложения, причем как можно более подробно. Помните, что любая неточность или отсутствие какого-нибудь реквизита или даты может привести к спору с проверяющими, а впоследствии и к судебному разбирательству.
Формы документов изменяются точно так же, как и все законодательство, поэтому лучше лишний раз уточнить и проверить, какую именно форму вы собираетесь заполнять. Но бывают такие ситуации, когда по той или иной причине в налоговую был уже выслан не тот документ. Некоторые специалисты считают, что обязанность налогоплательщика по сдаче декларации не будет считаться исполненной, в то время как большинство арбитров утверждают обратное. Примеров из арбитражной практики более чем достаточно.
При заполнении титульного листа особое внимание следует обратить на поля, где указывается ИНН. Ошибка в одной цифре может привести к нежелательным последствиям! Юристам приходится доказывать в суде, что данный идентификационный номер именно относится именно к этому налогоплательщику, а не к другому. Необходимо правильно указать и код причины постановки на учет (КПП). Часто бухгалтеры заполняют все разделы и приложения. Налоговиками это рассматривается как ошибка, так как количество заполненных разделов зависит от операций, проведенных компанией.
Если декларация заполняется представителем, то нужно указать наименование подтверждающего полномочия документа и приложить его копию к декларации. Будьте внимательнее, когда заполняете коды района, населенного пункта, код бюджетной классификации КБК, который указан в Общероссийском классификаторе объектов административно-территориального деления (ОКАТО). КБК имеет двадцатизначный номер.
Особое внимание при заполнении раздела 2 стоит обратить на суммы НДС, исчисленные налоговым агентом. При заполнении раздела необходимо отразить ИНН и КПП агента. А вот КПП и ИНН лиц, за которые агент представляет декларацию и уплачивает налог, надо заполнить в строках. В зависимости от ситуации налоговый агент заполняет раздел на одной странице по каждой операции. Не объединяйте их. Кроме того, не перепутайте коды операций, которые осуществляются вами как налоговым агентом. Коды часто меняются, но в некоторых случаях до сих пор разрешено использовать старые.
Заполнение раздела 3, как показывает опыт, очень трудоемко и требует соответствующих знаний. Ошибки здесь возникают с завидной регулярностью. В этой части декларации следует отражать данные по уплате в бюджет суммы налога по операциям, облагаемым по налоговым ставкам 10 и 18 процентов, а также по расчетным ставкам 10/110 и 18/118. Некоторые разделы необходимо читать одновременно с Налоговым кодексом РФ, поскольку в них есть ссылки на статьи, которые не расшифровываются.
Ошибки при составлении раздела 5 возникают ввиду того, что он заполняется не всегда, а только в том случае, если нулевая ставка подтверждена в одном из прошедших периодов и если она не подтверждена в установленный срок. При этом в истекшем периоде у организации появились основания для вычета по операциям, облагаемым ставкой 0 процентов.
Если вы заполняете раздел 5 в части операций, по которым ставка 0 процентов была подтверждена в одном из предыдущих периодов, повторно представлять пакет документов, обосновывающий применение ставки, не нужно.
Обратите внимание: этот раздел заполняется отдельно по каждому налоговому периоду, в котором была подтверждена или не подтверждена обоснованность применения ставки 0 процентов. При этом многие ошибаются и указывают показатели «Отчетный год» и «Налоговый период», относящиеся к основной декларации. Эти поля должны заполняться на основании сведений о годе и налоговом периоде соответствующей декларации, в которой ранее уже отражались операции по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена или не подтверждена.




Расходы связанные с командировкой

В соответствии с положением п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения следует использовать определение служебной командировки, закрепленное в ст. 166 ТК РФ, согласно которому служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы ( письмо Минфина России от 28.03.2008 N 03-03-06/2/30).
Статья 166 ТК РФ определяет, что особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. В настоящее время принято постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Постановление N 749).
В п. 11Постановления N 749 указано, что работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации. Размеры расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2008 N А29-9763/2007 была рассмотрена ситуация, когда организация оплатила проезд в метро и в автобусе не по дороге на вокзал, а от места проживания в командировке до места нахождения учреждений и организаций, куда был направлен работник. Между тем местом назначения в данном случае являлся город Москва. По мнению судей, основания для возмещения работникам расходов по проезду в метро и общегородском транспорте отсутствовали, поскольку такие расходы связаны с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) и при их оплате работодатель обязан включить данные выплаты в налоговую базу для исчисления НДФЛ.
В то же время в постановлении ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КА-А40/6676-10 по делу N КА-А40/101594/09-114-716 суд подтвердил со ссылкой на определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П и № 366-О-П,постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53, что любые затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, признаются его расходами по правилам абзаца 4 п.1 ст. 252 НК РФ. Так, сотрудниками организации во время командировок в г. Москва использовались услуги такси при проезде из аэропортов "Домодедово", "Внуково", "Шереметьево" и обратно, а также для передвижения в городе, что подтверждалось первичными документами.
Суд установил, что необходимость использования при передвижении по г. Москве автотранспорта объясняется, в частности: - необходимостью решения рабочих и производственных вопросов предприятия в максимально короткие сроки; - ограниченным числом авиарейсов по маршруту "Красноярск-Москва-Красноярск"; - некруглосуточным движением общественного транспорта в г. Москва, в движении которого возможны сбои; - необходимостью экономии денежных средств на проживание командированных лиц в гостинице; - плотностью графика работы командированного сотрудника, который может не успеть выполнить поставленные задачи (опоздать на встречу, совещание, явиться в назначенное время в налоговый орган на рассмотрение спорных вопросов и т.д.). По мнению судей, анализ представляемых организацией доказательств свидетельствовал о том, что данные документы были оформлены надлежащим образом и подтверждали фактическое несение указанных расходов, их экономическую оправданность, в связи с чем они могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих произведенные затраты. Такие затраты являются обоснованными и документально подтвержденными, вследствие чего право на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль является правильным.
Косвенно указанная позиция подтверждена и в письме Минфина России от 31.07.2009 N 03-03-06/1/505. Таким образом,  вопрос признания расходов на проезд до аэропортов, находящихся в черте г. Москвы, а также затрат на проезд в метро по городу относится к категории спорных. Поэтому, если организация не желает споров с проверяющими или не в состоянии доказать экономическую обоснованность таких затрат, то такие расходы следует учесть в составе суточных. Дело в том, что законодательство РФ не содержит четких указаний на то, какие расходы могут быть включены в суточные. ТК РФ определяет суточные лишь как дополнительные расходы, связанные с проживанием работника вне места постоянного жительства.


Получение информации из Инспекции

Получение информации о действующих налогах, своих правах и обязанностях является правом налогоплательщика, закрепленным законодательно, в том, числе в Налоговом кодексе. Согласно п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации, в том числе в письменной форме, а в ст. 32 НК РФ за налоговыми органами закреплена соответствующая обязанность. В целях повышения качества исполнения налоговыми органами обязанности по бесплатному информированию граждан, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов приказом Минфина России от 18.01.2008 г. № 9н был утвержден Административный регламент ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (далее – Регламент). В нем подробно прописана последовательность действий налоговых органов с целью своевременного информировнаия заинтересованных лиц. Сроки исполнения обязанности по информированию налогоплательщиков приведены в соответствие с требованиями налогового законодательства, а при предоставлении отдельных информационных услуг налоговым органам установлены еще более жесткие сроки.
В соответствии с пунктом 21 Регламента налоговые органы обязаны бесплатно предоставить налогоплательщикам информационные услуги в следующей форме: индивидуальное информирование в устной и письменной форме; публичное информирование; размещение информации на стендах в налоговых органах; проведение с налогоплательщиками семинаров, «круглых столов» и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий; индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам; прием налоговых деклараций (расчетов) и индивидуальное информирование налогоплательщиков о результатах приема налоговых деклараций (расчетов).
Пунктом 12 Регламента определены основания, по которым налоговые органы могут отказать в получении той или иной информации. Главной причиной отказа является наличие в обращении вопросов, не входящих в компетенцию налогового органа, или вопросов о подтверждении правильности применения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.
Инспекции обязаны информировать обратившихся к ним граждан по вопросам налогообложения, а именно: о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, соответствующих письменных разъяснениях Минфина по вопросам применения налогового законодательства и других нормативных правовых актов, правах и обязанностях налогоплательщиков и полномочиях налоговых органов;  о формах и форматах налоговых деклараций, порядке их заполнения и представления, сроках представления;  о реквизитах и иных сведениях, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика.
Непосредственно за разъяснениями по вопросам применения налогового законодательства в силу подпункта 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право обращаться в Министерство финансов. Полномочия финансового ведомства по предоставлению разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а также последствия использования указанных разъяснений для налогоплательщиков даны в письме Минфина от 8 апреля 2009 г. № 03-02-08/28.
Для того чтобы получить ответ в налоговом органе, налогоплательщику необходимо: четко сформулировать свой вопрос и определиться, входит ли он в компетенцию налогового органа; определиться с формой своего запроса: письменным он будет или устным. Желательно оформить запрос в письменном виде: на фирменном бланке организации (индивидуального предпринимателя), с указанием всех реквизитов: наименования (Ф.И.О.), ИНН, адреса и контактного телефона, Ф.И.О. исполнителя, а также способа получения: почтой или лично. Запрос в письменной форме сдается в приемное окно канцелярии налоговой инспекции или отправляется по почте заказным письмом с описью вложения или по телекоммуникационным каналам связи.
Устно (по телефону или лично) сотрудники налоговых органов вправе давать только оперативную справочную информацию: о действующих бланках отчетности и налоговых ставках, о статьях Налогового кодекса, в которых указывается интересующий вас налог (и какой отдел занимается данным налогом), о часах работы инспекции; также инспекторы вправе произвести запись на прием и т. п. О действующих реквизитах, КБК и ОКАТО целесообразней запрашивать информацию письменно – во избежание ошибок с обеих сторон. Кроме того, письменное разъяснение плательщик может использовать, в том числе, и для целей освобождения не только от ответственности, но и от пеней.



 


news27-06-12-thumb